Рождественский собор
Рождественский собор является замечательным памятником белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода. Строительство его велось с 1222 г. по 1225 г. Стены собора внутри выложены из кирпича-плинфы и облицованы с обеих сторон мощными блоками известняка. Такое неожиданное сочетание двух характерных для Северо-Востока Руси рубежа XII–XIII веков строительных традиций (плинфяной и белокаменной) в строительстве суздальского собора отличает его от всех остальных памятников Владимиро-Суздальского зодчества. В 1222–1225 гг. фасады стен и порталы храма были богато украшены резьбой по белому камню. Ряд причин (неудачное размещение собора на месте оврага или древнего рва, нарушение традиционных пропорций храма повышением древних сводов и нетрадиционная техника кладки из кирпича и белого камня) привели к ухудшению состояния храма, многочисленным ремонтам и перестройкам древнего собора, значительно изменившим его первоначальный облик. Рухнувший в результате пожара 1445 года храм в 1528–1530 годах разбирают до аркатурно-колончатого пояса и надстраивают из кирпича, сохраняя традиционное позакомарное покрытие. Предшествующее трёхглавие собора заменено пятиглавием. Большие изменения в облике собора были связаны с деятельностью митрополита Илариона (1682–1707 ), по приказу которого, в частности, в соборе были разобраны хоры, растёсаны окна верхнего яруса. В XVIII –XIX вв. собор продолжает обстраиваться и ремонтироваться. Среди наиболее значительных преобразований в его конструкции следует отметить паперть 1896 года с западной стороны основного объёма храма. С 30-х годов XX века закрытый для богослужения собор начинает исследоваться А.Ф. Дубыниным и А.Д. Варгановым. В 1954–55 годах Рождественский собор был освобождён от позднейших обстроек, отреставрирован в 1960-е гг., после чего обрёл свой современный вид.
С 1993 г. по 2004 г. в соборе велись противоаварийные работы: инженерное укрепление несущих конструкций в связи с активизацией разрушительного процесса, а также реставрация фресок и белого камня. В 1991 г. в Рождественском соборе прошли первые торжественные богослужения. В феврале 1992 г. между музеем и Владимиро-Суздальской епархией было подписано соглашение о совместном использовании собора. Экспозиция включила в себя интереснейшие памятники декоративно-прикладного искусства и древнерусской живописи XIII–XVII веков, хранившиеся в стенах древнего храма. Так, внутри собора можно увидеть бесценный памятник искусства – Златые врата XIII века, сработанные в технике огневого золочения, которую на Русь привезли из Византии. От первоначального убранства собора сохранились росписи XIII века - в алтарной части (монументальные фигуры старцев) и фрагментарно в самом соборе. Можно видеть на стенах и сводах собора фрагменты росписей. Собор был расписан также в 30е годы XVII в., фрагменты этих фресок также можно видеть в соборе. Работы по поновлению древней стенописи проводились в 1855 – 1856 гг. под руководством художника из Шуи Ивана Быкова. Иконостас создан между 1683- 1696 гг. артелью митрополита Илариона. Несколько икон написал царский изограф, ученик Симона Ушакова- Георгий Зиновьев. Из представленной соборной утвари обращает на себя внимание медное паникадило XVI в. - вклад в собор князя И. И. Шуйского в 1604 г., огромный выносной фонарь XVII века, водосвятная чаша XIX в. изготовленная в виде самовара, с четырьмя кранами для раздачи святой воды прихожанам.